Классика на Дворцовой

Описание проекта

Организатор
Творческий бренд «Dance Open»
Названиe проекта
Классика на Дворцовой
Компания-заказчик проекта
Комитет по культуре города Санкт-Петербурга
Сфера деятельности заказчика
Проведение государственной политики и осуществления государственного управления в сфере культуры и искусства.
Бюджет проекта
Не разглашается.
Цели проекта
1) Создание, укрепление и развитие яркого ежегодного городского события, соответствующего образу Санкт-Петербурга как культурной столицы России и мира.

2) Повышение туристической привлекательности Петербурга и привлечение дополнительного туристического потока (и зарубежных, и российских гостей).

3) Повышение статуса оперного искусства среди широкой аудитории, формирование новой парадигмы мышления, в соответствии с которой классическое искусство – это модно.

4) Привлечение к партнерству крупнейшего представителя телекоммуникационного бизнеса России для создания общедоступного медиаконтента проекта и его продвижения во всех регионах страны.
Основные задачи проекта согласно брифу заказчика
1) Разработка и воплощение уникального формата зрелищного шоу классического искусства, стилистически созвучного архитектурному ансамблю Дворцовой площади и цитируемым музыкальным эпохам.

2) Увеличение туристического потока в Санкт-Петербург в даты концерта (в том числе за счет активной медиа-кампании и трансляции концерта в телевизионном эфире и на online-ресурсах).

3) Просвещение аудитории и повышение ее культурного уровня благодаря внедрению в праздничную культурную программу классического музыкального репертуара.

4) Популяризация классического музыкального наследия через интеграцию с передовыми шоу-технологиями.

5) Повышение доступности «элитарных» жанров путем проведения общедоступного open-air классического искусства с участием звезд мирового масштаба.

6) Партнерство с ПАО «Ростелеком»: совместное производство  уникальной видеотрилогии о проекте; проведение общероссийской промо-кампании Санкт-Петербурга как центра мировой классической культуры; размещение трилогии в свободном доступе на одной из перспективных мультимедийных ТВ-платформ.
Целевая аудитория
Качественные показатели:

1. География:
•       75% – жители Петербурга;
•       35% – российские и иностранные туристы;

2. Возраст:
80% (основная часть целевой аудитории шоу) – активные петербуржцы и гости города в трудоспособном возрасте, из них:
•       20% студентов и работающей молодежи в возрасте от 18 до 23 лет
•       32% зрителей в возрасте от 23 до 36 лет;
•       28% зрителей в возрасте от 37 до 54 лет.
Остальные 20 % – дети до 18 лет и пенсионеры.

Количественные показатели:
За 7 лет истории проекта аудитория шоу выросла с 20 000 до почти полумиллиона зрителей в ротации (в 2018 году она составила 450 тысяч человек в ротации по официальным сводкам).
Количество участников/гостей
В 2019 году концерт проходил в невозможных для open-air метео-условиях, однако, даже несмотря на погодный коллапс, Дворцовая площадь собрала свыше 150 тысяч зрителей единовременно.
Креативная концепция
Создать главное событие празднования Дня города, идеально соответствующее образу и духу Санкт-Петербурга – амбициозная задача, которую 8 лет назад поставило перед ивент-сообществом Правительство Санкт-Петербурга. 

Команда Творческого бренда Dance Open предложила формат, ломавший все устоявшиеся схемы: классическое искусство (поскольку именно оно имманентно Петербургу), «упакованное» в супер-актуальную обложку высокотехнологичного театрального шоу, и
все это – под открытым небом. Вопреки расхожим убеждениям, что сегодня место «элитарных» и «эстетских» жанров оперы и балета – в камерных залах, мы решили доказать, что классика – это модно, а соль вопроса –  в подаче.  Мы сделали ставку на звезд мировой величины, живой звук, зрелищные исторические стилизации, эксклюзивное
визуальное оформление, современные шоу-технологии... и выиграли!

Сегодня «Классика на Дворцовой» стала настоящим петербургским эксклюзивом с уникальным набором неизменных черт. 

-в мировой event-индустрии – новый концептуальный формат: точка и мера отсчета – интеграция в городскую аутентичность. «Классика» утвердила новый формат open-air: шоу мировых звезд оперы и балета в живых архитектурных декорациях Петербурга, созвучное историческому духу города. Концертное пространство вписано в архитектурный ансамбль Дворцовой площади, а главной декорацией и сюжетным
«героем» является Зимний дворец. Сцена представляет собой продолжение парадных дворцовых интерьеров, а костюмы артистов выдержаны в стилистике цитируемых исторических эпох. Такое комплексное и одновременно детальное внимание к аутентичности сценографии – уникальный подход в оформлении музыкальных open-air.

-на сцене – только мировые звезды высшей вокальной лиги и лучшие танцевальные коллективы страны
Не каждый может купить билет в Ла Скала, Ковент Гарден или Венскую оперу, но в день рождения Петербурга каждый может прийти на Дворцовую площадь и услышать первых солистов главных сцен. В разные годы в проекте участвовали артисты потрясающей силы
голоса и харизмы – Дмитрий Хворостовский, Элина Гаранча, Марсело Альварес, Соня Йончева, Анна Нетребко, Юсиф Эйвазов, Массимо Джордано, Хибла Герзмава, Роберто Аланья, Александра Кужак и многие другие. 
За 7 лет проекта было исполнено более 200 концертных номеров, каждый из которых уже сегодня вошел в золотую коллекцию оперных хитов мира.
В музыкальном празднике 26 мая 2019 года приняли участие лучший бас мира Ильдар Абдразаков и Вероника Джиоева, Рене Барбера и Мария Алеида, Артуро Чакон-Крус и Мария Мудряк, Екатерина Сергеева и Алексей Лавров. Сценическое действо украсили артисты Театра Аллы Духовой TODES и Театра балета имени Леонида Якобсона, чемпионы мира по латиноамериканским танцам, танцевально-спортивный клуб «ДУЭТ» из Перми и  артисты балета петербургских театров.

-в программе – только хиты разных эпох и жанров
Популярная, эффектная, но небанальная классика: любимые арии из опер и оперетт, фрагменты из мюзиклов и эстрадные песни, сформировавшие культурные коды эпох и поколений. Создаются собственные музыкальные аранжировки и собирается уникальный
нотный материал: ноты к некоторым произведениям хранятся только у нас и еще… в какой-нибудь мексиканской деревушке.
Творческий поиск команды Dance Open не останавливается ни на секунду. В программу каждого года обязательно включается что-то необычное, например, неизвестные неаполитанские песни, сарсуэлы, редко исполняемые фрагменты из опер или даже эстрадные хиты 80-х  – назавтра их будет напевать весь город.
В программу «Классики-2019» вошли хиты XIX-XX веков.

-на площади – объемный живой звук высочайшего качества
Какими бы жесткими ни были капризы петербургской погоды, в двухчасовом проекте «Классика на Дворцовой» вообще не используются фонограммы. Все произведения исполняются только вживую, в сопровождении симфонического оркестра Михайловского театра и маэстро Михаила Татарникова, а также певцов молодежного хора «СоГласие» под руководством Павла Теплова.
Равномерное объемное звучание на акустически сложной Дворцовой площади достигается посредством создания дополнительного микрофонного парка и разработки уникальной цифровой матрицы: она синхронизирует технологический процесс, и сигнал по 128 каналам передается на все звуковые пульты и в каждую точку пространства.

-в каждом концертном номере – спектакль
Сложные декорации и арт-визуальные эффекты, художественный свет и эксклюзивный видеоконтент, потрясающие костюмы и яркая театральная бутафория, а также постановочные танцы почти для каждого номера – главная черта и задача режиссерского замысла: не просто «влюбить» зрителей в оперу, но рассказать живую увлекательную историю. Она разворачивается на сцене в каждом номере программы и завораживает зрителей здесь и сейчас – музыкой, танцем, харизмой главных героев, атмосферой и погруженностью в сюжеты самых разных музыкальных эпох.
Инновационные технические решения
-Инновационная партнерская коллаборация:
 Впервые за историю проекта генеральным партнером «Классики – 2019» стал ПАО «Ростелеком» — крупнейший в России провайдер цифровых услуг и решений, который присутствует во всех сегментах рынка и охватывает миллионы домохозяйств, государственных и частных организаций. Доля ПАО «Ростелеком» на российском рынке
интернет ТВ составляет 59,4%.
Совместно с «Ростелекомом» был снят фильм о проекте в трех частях общей продолжительностью 2 часа 28 минут.
В первую часть вошли избранные номера «Классики» за семь лет. Для этого из архива – а это более 200 концертных номеров – было выбрано самое выдающееся, раритетное и дорогое. В петербургский топ-лист «золотой коллекции» первых оперных голосов мира вошли выступления Дмитрия Хворостовского; дуэт Роберто Аланьи и Александры Кужак;
Венеры Гимадиевой, Алексея Маркова, Валентины Нафорницы, Оксаны Волковой, Александра Трофимова.
Вторая часть фильма подарила зрителям возможность побывать в бэкстейдж. Вместе с ведущим, петербургским культуртрегером Александром Маличем, они заглянули в мастерские и в костюмерные, поговорили с графиками и декораторами, увидели, как рождается хореографический номер и даже получили эксклюзивные интервью у мировых звезд...
Третья часть видеотрилогии – это телеверсия «Классики» – 2019. Телеверсия была создана на основе масштабной и технически сложной съемки – в максимальной динамике, с показом крупных планов артистов, рисунка балетного танца, видов Дворцовой и сцены с
высоты птичьего полета. Фильм размещен в открытом доступе на мультимедийной платформе Wink
(https://wink.rt.ru/media_items/79748931/79748376/79749753).
На сегодня фильм набрал около 5 миллионов просмотров. Помимо петербуржцев, фильм посмотрели в самых разных регионах: в Москве и на Северо-Западе, на Волге и на Дальнем востоке, в Сибири, на Урале, в Центральной части России и в южных приморских городах.
Летом 2019 года «Ростелеком» провел открытые показы проекта в крупных городах России, в том числе в Новосибирске, Астрахани, Волгограде, Оренбурге, Самаре, Ставрополе, Екатеринбурге и Челябинске. Открытый показ проходит так: на главной площади города или в культурном центре устанавливается большой экран, и собираются
тысячи зрителей, воссоздавая атмосферу концерта. «Классика» в прямом смысле отправилась на гастроли по стране, обеспечив Санкт-Петербургу эффективную пиар-кампанию.

-Уникальная техническая конструкция сцены и сценография:
1) Трехуровневая конструкция сцены (нижняя – для артистов балета, верхняя – для оркестра и солистов, дополнительный подиум для хора) обеспечивает детальный обзор происходящего с любой точки площади.
•       площадь сцены – 600 квадратных метров;
•       общая площадь застройки (сцена +бекстейдж) свыше 10 тысяч квадратных метров;
•       монтаж сценического комплекса длится 9 дней и задействует более 1000 человек;

2) Уникальная конструкция задника сцены из «нарезки» видеопроекционных экранов и зеркал позволяет создавать многослойные объемные декорации, мультимедиа-эффекты и
оптические иллюзии.
•       свыше 450 квадратных метров видеопроекционного полотна для создания мультимедийных эффектов;
•       зеркальная площадь декораций 70 квадратных метров;
•       236 световых приборов для воспроизведения световой партитуры.

3) Трансляция визуального контента на видеопроекционные экраны дает возможность осуществлять моментальную смену декораций.
•       уникальный видеоконтент разработан для каждого номера шоу (в программе – 27 номеров, для каждого из которых отрисовано не менее 5 вариантов эскизов);
•       впервые (!) каждый сюжет объемных видеодекораций обрамлен в багетные рамы, которые в зависимости от сюжета превращались то в венецианские окна, то в барочные зеркала;
•        более 2,5 мегаватт электричества;
•        более 200 километров коммутации.

4) Сценическая конструкция  (портик, колонны, стеклянный атриум) и элементы декораций, ориентированные на интерьеры парадных залов XVIII века, художественно и стилистически соответствуют эстетике Зимнего дворца.
•       центральный акцент сцены – широкая лестница, обрамленная кованой золоченой решеткой и украшенная пышными канделябрами;
•       импровизированная крыша – стеклянный атриум площадью 650 квадратных метров;
•       символ проекта –  роскошная хрустальная люстра:
вес люстры 620 килограмм, диаметр золоченого каркаса 2,5 метра,
конструкция включает 32 малых люстры и 2 500 хрустальных подвесок (общий диаметр приближается к 4 метрам).

-Масштабная и технически сложная  съемка с использованием 20 телевизионных камер, включая  кран-телескоп, стедикам, управляемую телегу, управляемую подвесную камеру/голову. Результатом максимально эффективного использования аппаратуры стала
акцентированная съемка балета, оперных солистов и оркестра,  а также всех постановочных элементов представления. Одна из телекамер поднималась из-под сцены в центре оркестра на высоту 6 метров и обеспечила уникальные кадры музыкантов в процессе игры.
Количество подрядчиков (у заказчика)
1
Является ли ваша компания основным исполнителем проекта
Да.
Количество субподрядчиков (у исполнителя проекта)
10-15

Результаты проекта

Результаты проекта согласно целям и задачам
«Классика на Дворцовой» – не только кульминационное и самое масштабное общедоступное событие празднования Дня города.

По данным исследований «Левада-Центра», проведенных в декабре прошлого года, в России доля ценителей классической музыки от общего числа меломанов составляет всего 22% или 1/5 часть аудитории.
Исходя из такой арифметики, с одной стороны, очевидно, что  поклонников поп-музыки и шансона в разы больше, чем активных почитателей классики. И, тем не менее, именно «Классика» стала тем революционным проектом, который вернул горожан на Дворцовую
площадь. 

Дни проведения концерта приходятся на конец мая – время, которое петербуржцы традиционно проводят на даче, а оставшимся в городе жителям и туристам, как было принято считать, нужны поп-звезды «из телевизора» и легкие эстрадные жанры.
«Классике» удается собирать на площади до полумиллиона человек в ротации (!).

26 мая 2019 года, несмотря на невыносимые погодные условия, праздник посетили 150 000 человек единовременно, из них около 50 тысяч – российские и зарубежные туристы.
Зрелищность «Классики» и ее театральность, контрастность программы и демонстрация самых неожиданных сочетаний стилей и жанров на сцене – все это позволило зрителям заново и  совершенно иначе  взглянуть на «академическое» и «элитарное» искусство.

Более 16 000 селфи и отзывов в социальных сетях было зафиксировано только с хештегами события, а social media outreach – составил свыше 40 миллионов человек.

В день проведения шоу «Классику на Дворцовой» показали в эфире главного городского телеканала «Санкт-Петербург».

Благодаря креативному партнерству с ПАО «Ростелеком» зрители по всей России увидели концерт online на эксклюзивном  канале Ростелекома «Всё ТВ», доступном абонентам интерактивного телевидения Ростелеком и мультимедийной платформы Wink.
С 27 мая 2019 года фильм-трилогия, созданный совместно с ПАО «Ростелеком», размещен в открытом доступе на мультимедийной платформе Wink. Фильм вышел в ТОП-10 документальных фильмов и трансляций концертов «Ростелекома» на Wink и получил положительный tone of voice всех коммуникаций и обратной связи в SMM.

20 октября в эфире телеканала «Россия – Культура» состоялась трансляция уникальной телеверсии  шоу.  Согласно открытым данным российского медиаизмерителя Mediascope музыкальная программа вошла в ТОП-10 лидеров телевизионного смотрения. 
Совокупная аудитория эфирных и online-показов составила свыше 8 миллионов человек.
Прирост аудитории по всей России составил 60%.
Новейшие технологии работали на создание незабываемой визуальной картинки, приблизившей оперу к привычному нашим современникам виртуальному миру кино-блокбастеров.

В процессе подготовки и утверждения видеодекораций художниками было создано свыше 130 эскизов, вовлекших зрителей в единое виртуальное пространство образов, зарисовок, пейзажей и интерьеров по мотивам произведений мирового искусства.

Впервые в истории проекта каждая картина масштабного спектакля была в буквальном смысле «обрамлена»: для живой экспозиции «Классики» изготовили художественные рамы. Чтобы их вырезать, фрезерный станок прошел путь в 27 километров: это равно как
пересечь весь город с востока на запад или преодолеть большую половину марафонской дистанции.

За время спектакля артисты «Классики» сменили более 400 сценических костюмов, достойных самого престижного карнавала мира. В работе – это десятки эскизов, сотни метров декоративных лент и тесьмы, километры ткани самых невероятных расцветок, бессчетное количество воланов, рюшей, пайеток, страз, пикантных головных уборов,
париков и прочих аксессуаров и атрибутов праздника. За костюмный цех на этот раз отвечала золотомасочный российский художник по костюмам Татьяна Ногинова, которая «одевает» все балетные коллективы страны.

По традиции в шоу был использован крупный театральный реквизит. Помимо любимой журналистами хрустальной люстры, в этом году настоящими героями теленовостей стали… цыганская кибитка и блистательный ретро-автомобиль – своим появлением в проекте они проиллюстрировали «тектонический» масштаб музыкальной  прогулки во времени и пространстве.
Решение артистов выйти на сцену в условиях непрекращающегося многочасового горизонтального ливня как профессиональный подвиг расценили не только пользователи социальных сетей, но и большинство СМИ.  В двухнедельной информационной кампании
приняли участие 150 федеральных и региональных медиа.  Совокупное количество позитивных материалов в СМИ и интернет-ресурсах превысило 850 (в среднем это около 60 публикаций в день!).
Форс-мажоры/трудности, с которыми пришлось столкнуться во время подготовки/реализации проекта
Вечером 26 мая 2019 на главную площадь город обрушились ливневый дождь и шквалистый ветер – в подобных экстремальных метеоусловиях не проводится ни один open-air.
Перенести концерт было невозможно, поскольку, как правило,  стыковка гастрольных графиков артистов подобного уровня на одной сцене и в одном городе требует нескольких месяцев предварительной работы.
Для всех участников проекта было очевидно, что и о его отмене речи идти не могло: несмотря на горизонтальный дождь, люди прибывали на площадь, и даже когда на сцене появились уборщики, сгоняющие воду, и стало понятно, что начало серьезно задержат, зрители (150 тысяч человек!) не расходились и с пониманием ждали.
Фишка проекта
•       Сценография, аутентичная историческому облику города и его духу (сцена и
декорации – продолжение парадных интерьеров Эрмитажа)
•       Каждый концертный номер представляет собой полноценный сюжетный мини-
спектакль (под характер музыки и сюжет каждого произведения создаются
видеодекорации, готовятся костюмы, прописывается световая партитура,
прорабатываются сценографические приемы и арт-визуальные эффекты, а для многих
номеров еще и ставится сложная оригинальная хореография).
•       Репертуарные эксперименты звезд – яркая интрига проекта. Только в этом проекте
знаменитый театр Аллы Духовой TODES исполняет танцевальные миниатюры на музыку
Гаэтано Доницетти, Лео Делиба, Джакомо Пуччини, Шарля Гуно, Виктора Херберта…
•       Неизменный визуальный элемент и символ проекта – уникальная хрустальная
люстра, ежегодно попадающая в новостной топ: ее подъем, который длится 5,5 часов,
снимают все ведущие общероссийские и городские телеканалы.
Уникальный open-air «Классика на Дворцовой» масштабнее, чем просто концерт.
Насыщеннее, чем просто спектакль. Ярче, чем просто шоу.
Оценка проекта заказчиком
Проекту исполнилось семь лет, и сегодня уже точно можно сказать, что это петербургский бренд. Каждый год проект совершенствуется и технологически, и художественно, задает новые планки и по программе, и по сценографии, и по участникам, и по технологиям.
Проект "Классика на Дворцовой" официально включено в ТОП-10
событий города (Федор Болтин, заместитель председателя Комитета по культуре города Санкт-Петербурга).

Достигнутые числовые показатели (релевантные для проекта)

Media outreach (прогноз/KPI)
170 000 000 чел.
Media outreach (результат)
182 730 400 чел.
Media value (прогноз/KPI)
30 млн. руб.
Media value (результат)
34,5 млн. руб.
Social media outreach (прогноз/KPI)
41 000 000
Social media outreach (результат)
42 200 000
Публикации с хэштегом (прогноз/KPI)
13 000
Публикации с хэштегом (результат)
16 000
Количество celebrities (прогноз/KPI)
300
Количество celebrities (результат)
450
Рост продаж (прогноз/KPI)
«Классика на Дворцовой» - общедоступное мероприятие, вход свободный, билеты не продаются.
Рост лояльности (результат)
О росте лояльности аудитории свидетельствует решение зрителей 26.05.2019 прийти и остаться на Дворцовой площади, несмотря на ливень и шквалистый ветер.
Повышение узнаваемости бренда (результат)
Творческий бренд Dance Open: расходы на коммерческую рекламу сокращены на 60% без потери аудитории ПАО «Ростелеком»: динамика прироста  BA (Brand Awareness)  мультимедийной платформы wink в категории «среди всех видеосервисов»  составляет 4% в месяц.
NPS (результат)
Творческий бренд Dance Open: исследования не проводились, но негативные отзывы о проекте  отсутствуют.
По итогам партнерства с ПАО «Ростелеком» показатель NPS  «Ростелекома»  по сравнению с 1 кварталом 2019 г. в 3 квартале возрос на 20%  по совокупности продуктовой, маркетинговой и PR- активностей бренда.

Комментарии

Комментарии
К заявке прикреплено 2 ссылки на видео.

1. Видео для номинаций "лучшее музыкальное событие" и "лучшее культурное событие".

2. Видео для номинации "Лучшая спонсорская интеграция".